Первая декада октября отмечена высокой внешнеполитической активностью России на центральноазиатском направлении. В Душанбе прошла серия встреч на высшем уровне: сначала госвизит президента РФ Владимира Путина, затем второй саммит "Центральная Азия — Россия" и заседание Совета глав государств СНГ.
Одной из важных тенденций в современной дипломатической практике стало совмещение визитов особой важности с последующим проведением многостронних мероприятий в рамках региональных или международных инициатив. Как показал опыт последних лет, такой формат позволяет не только максимально эффективно обсуждать, но и решать серьезные вопросы, не говоря уже об укреплении личных отношений между главами государств. "Душанбинские встречи" не стали исключением в этом плане.
Надежный союзник
Таджикистан всегда занимал особое место во внешнеполитической стратегии РФ в Центральной Азии, причем длительное время преимущественно с точки зрения обеспечения региональной безопасности: здесь находятся российские военные объекты, среди которых самая крупная в регионе 201-я военная база. Не снимая с повестки значимость вопросов безопасности в двустороннем диалоге, важно отметить, что сегодня особое место в российско-таджикских отношениях занимают и вопросы торгово-экономического, инвестиционного, энергетического и гуманитарного сотрудничества.
В ходе визита в РТ Владимир Путин отметил рост торгово-экономических связей.
"В прошлом году рост нашего торгового оборота превысил 7%, а за первые семь месяцев текущего года он составил больше 17%. Это хорошая динамика, и мы, безусловно, должны ее сохранить", — сказал российский лидер.
Он также поблагодарил президента Эмомали Рахмона за внимательное отношение к русской культуре и языку, подчеркнув успешное развитие культурно-гуманитарных связей и совместных проектов, в том числе по обучению в вузах РФ таджикских студентов, число которых ежегодно растет. По итогам госвизита были подписаны совместное заявление об углублении отношений стратегического партнерства и союзничества, а также порядка 16 документов в сферах здравоохранения, энергетики, безопасности, образования, миграции и других областях.
Важно подчеркнуть, что Таджикистан и Кыргызстан занимают отдельное место в региональной стратегии России, особенно после решения приграничных проблем и нормализации отношений. В этом плане общее пространство двух государств можно рассматривать как наиболее благоприятное направление внешней политики Москвы в Центральной Азии.
Больше, чем партнеры
Одно из главных отличий саммитов "Центральная Азия — Россия" от других региональных форматов отношений между странами ЦА и внешними, не имеющими общих границ государствами заключается в отсутствии у РФ необходимости искать способы "закрепления" своего присутствия. Ведь именно на это направлены все инициативы в рамках платформ диалога региона с Японией, Южной Кореей, США и странами Евросоюза.
Россия является органичной частью общего пространства, которое в научной среде все чаще называют Центральной Евразией. Тем не менее формулировка "ЦА — Россия" необходима для обозначения форм сотрудничества (без привязки к конкретным интеграционным объединениям), предоставляющих более нейтральную площадку для обсуждения вопросов регионального взаимодействия.
Растущие возможности
Президент Таджикистана, открывая саммит, заявил, что эта встреча является логическим продолжением тесных партнерских отношений стран-участниц в разных форматах. Россия выступает одним из ведущих инвесторов в регионе с общим объемом вложений более 20 миллиардов долларов, а ее товарооборот с государствами ЦА превышает 45 миллиардов.
Президент КР Садыр Жапаров в своем выступлении также отметил ключевую роль РФ в торгово-экономическом сотрудничестве с центральноазиатскими республиками. При этом он подчеркнул, что во всех государствах наблюдаются рост экономики, повышение уровня благосостояния населения и расширение объемов внутренних рынков.

"Мы видим большие возможности в реализации совместных крупных инфраструктурных проектов", — сказал Жапаров.
Ключевые мировые артерии
Важно отметить, что после введения Западом антироссийских санкций страны ЦА, наоборот, нарастили объемы торгово-экономического и энергетического сотрудничества с Москвой, обсуждая построение новых региональных и континентальных транспортных путей и коммуникаций. В частности, вопросы формирования международных транспортных коридоров "Север — Юг" и "Восток — Запад", сотрудничества в энергетике, в том числе в строительстве АЭС и модернизации гидроэлектростанций, стали одними из ключевых тем на втором саммите "Центральная Азия — Россия".
Невозможно отрицать, что именно при активном участии РФ на всем пространстве Евразии стали реальностью многие проекты, о которых раньше говорили только гипотетически. Например, вопросы транспортировки товаров из регионов Индийского океана и Персидского залива через континентальные транспортные артерии до Санкт-Петербурга. Дело только за увеличением объемов перевозок и построением новых — более современных и разветвленных — маршрутов, соединяющих евразийские государства.
Кыргызстан сегодня также становится одним из ключевых транспортных хабов региона, причем решающее значение в реализации этой задачи имеют Россия и партнеры Евразии. Так, Садыр Жапаров на саммите отметил, что республики ЦА становятся частью международных транспортных коридоров, и подчеркнул необходимость совместной работы над проектами, обеспечивающими связанность России, Китая, Ирана с другими странами.
Сегодня можно говорить уже о фактическом формировании обширного торгово-экономического пространства, свободного от санкций и политически мотивированного давления западных государств Значение этого фактора для мировой торговли и глобального развития трудно переоценить. Завершение второго саммита, на котором были приняты коммюнике и план совместных действий на 2025–2027 годы, отчетливо обозначает контуры будущего взаимодействия, дополняющего существующие региональные проекты, а также общее видение континентальных и глобальных процессов.
О роли СНГ
Завершающим аккордом "душанбинских встреч" стало заседание Совета глав государств СНГ. Участники не только приняли целый пакет документов, но и, возможно, наметили будущее направление развития организации. Среди подписанных 19 документов можно выделить решение об учреждении формата "СНГ +", а также намерение предоставить Содружеству статус наблюдателя в ШОС.
Вероятно, в среднесрочной перспективе СНГ станет более активным актором евразийской и глобальной системы международных отношений. Мировые политические, экономические и транспортно-энергетические связи находятся на стадии фундаментальных трансформаций, и евразийские организации становятся важными инструментами этих глобальных преобразований.
Ссылка на источник:
