logotip original

 В рамках опроса были получены ответы на следующие вопросы: 

Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Ваша страна?  Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется? Какова роль Турции в этой организации?  Присутствуют ли какие-либо явные или неявные признаки, указывающие на политизацию Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается? В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ? 

(Опрос проведен научным сотрудником ИНИОН РАН К.Кудаяровым).

 

Дурдыев Башим (Туркменистан):

Вопрос: Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Туркменистан? Какие недостатки есть в работе организации?

Ответ: Прежде чем отвечать на сам вопрос, необходимо понимать особые характеристики страны, о которой пойдет речь. Туркменистан получил статус постоянного нейтралитета 12 Декабря 1995 года, и страна никогда не входила в состав никаких блоков и военных организаций. Что касается ОТГ, то Туркменистан получил статус страны-наблюдателя Организации в 2021 и тесно с ней сотрудничает с организацией, но на гуманитарном и культурном уровнях.

Например, Международная организация тюркской культуры – ТЮРКСОЙ – в 2024 году присоединилась к празднованию 300-летнего юбилея туркменского поэта Махтумкули. Мы можем наблюдать, что в основном Туркменистан сотрудничает с ОТГ на гуманитарном и культурном уровнях.

Я думаю, выгоды для Туркменистана от участия в данной организации очевидны. И речь идет не только о легитимности от членства в ОТГ, а скорее всего о том, что организация может оказаться той платформой для распространения некоторой государственной программы для самого Туркменистана. 

 

Вопрос: Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется?

Ответ:  Я бы не сказал, что данный проект является равноправным, как и все союзы и альянсы по своей природе. Страны-члены любой организации всегда будут руководствоваться, в первую очередь, своими геополитическими или иными интересами. А большие страны, т.е. страны, обладающие большим потенциалом, всегда будут использовать любые союзы, чтобы диктовать свои правила и оказывать давление на другие страны. Это и является недостатком нашего времени.

 

Вопрос: Какова роль Турции в этой организации?

Ответ: Можно с уверенностью сказать, что Турция изначально рассматривала и рассматривает ОТГ, как особую платформу для реализации своих геополитических амбиций и интересов. Это понятно, что для Турция ОТГ может быть тем средством консолидации «тюркского мира» под одной эгидой и укрепления своего влияния в Центральной Азии. Нарратив о культурно-языковой близости стран-участниц Организации является тем самым политическим инструментом для самой Турции при распространении своих интересов в регионе.

 

Вопрос: Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается?

Ответ: Я бы сказал, что своего рода политизацию всегда присутствовала и будет присутствовать. Надо понимать, что страны ЦА приобрели независимость и суверенитет только в 1991 году после распада СССР.  Пять новообразованных стран всегда будут привлекать внимание больших стран с их амбициями. И Турция не исключение.

Турция и сейчас сохраняет привилегированное положение в Центральной Азии, являясь членом ОТГ. Яркой политизации никогда не будет видно, но надо уметь читать между строк. Как я уже упоминал ранее, в 2024 году страны-участницы Тюркской организации присоединились к празднованию 300 летний юбилей Махтумкули. Я знаю, что в некоторых странах (как в Турции) были установлены памятники и проведены разного рода фестивали и мероприятия. Сей факт можно рассматривать, как инсталляцию культурной близости, но можно и понимать, как политический акт для репрезентации своего влияния на определенные страны. 

 

Вопрос: В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

Ответ: Плюсы для стран Центральной Азии от ОТГ очевидны. Надо понимать, что сам регион является очень молодым и является той самой ареной конкуренции между большими игроками. Мы наблюдаем и сегодня, что Россия оказывает влияние через такие платформы, как СНГ и Евразийский союз. Китай сильно вкладывается в регион через программу Один Пояс – Один Путь. США тоже заинтересованы в регионе особенно после того, как ретировались с Афганистана.

Т.е. странам региона очень важно сохранять свою независимость и играть на интересах больших игроков. И ОТГ предоставляет такую возможность. Значимость и влияние Турции на международной арене сегодня никто не отменял. Поддержка интеграции тюркских государств через участие в ОТГ способна одновременно укрепить суверенитет стран Центральной Азии и повысить геополитические позиции самой Турции. Т.е. выигрывают все участники.

 

 

 

Назаров Равшан Ринатович (Узбекистан):

1. Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, каким образом политика ОТГ  влияет на Узбекистан?

Работу ОТГ (ранее — Тюркский совет) в целом можно оценить как усиливающуюся платформа регионального сотрудничества. После трансформации в полноценную международную организацию в 2021 году, структура стала заметным актором на постсоветском пространстве и в Евразии в целом.

Для Узбекистана участие в ОТГ:

  • открывает новые экономические и логистические возможности (например, сотрудничество в рамках транспортных коридоров: Срединный коридор/Транс-Каспий),
  • укрепляет культурную идентичность и гуманитарные связи в тюркском мире (образовательные, языковые, молодежные программы),
  • способствует усилению политического веса страны на международной арене, особенно в рамках южно-евразийской политики.

Узбекистан, вступивший в организацию в 2019 году, стал одним из наиболее активных участников, используя ОТГ для продвижения собственной модели «многовекторной» дипломатии, сбалансированной между Турцией, Россией, Китаем и Западом.

Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на неформальном саммите в Будапеште (21 мая 2025 г.): «Укрепление общих подходов и позиций тюркских государств в решении актуальных международных проблем»  Особенно важно для Узбекистана: «за короткий период тюркские государства достигли эффективных результатов практического сотрудничества», «предложение разработать Договор о стратегическом партнёрстве, вечной дружбе и братстве тюркских государств»

 

2. Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется?

Формально ОТГ позиционирует себя как равноправная организация, где решения принимаются на основе консенсуса и участвуют все члены.

Однако на практике наблюдается доминирование Турции, которая:

  • является инициатором создания организации (с 2009 г.),
  • предоставляет наибольшую финансовую и институциональную поддержку,
  • активно продвигает идею «тюркского мира», в которой Анкара занимает центральное место.

Тем не менее, доминирование Турции пока не носит жесткого характера и сопровождается попытками учёта интересов стран Центральной Азии. Но в случае усиления интеграции — дисбаланс может усилиться.

Как было отмечено в турецких СМИ (Turkish Anadolu Agency): «Не случайно, что президент Турции… назвал организацию „семейным советом“, что показывает уровень сотрудничества и значимость»

 

3. Какова роль Турции в организации?

Турция, безусловно,  играет ведущую роль в ОТГ:

  • Турция — фактически главный «мотор», «локомотив», основная движущая сила организации:
  • выступает главным  инициатором (начиная с 2009 г., когда подписано Нахичеванское соглашение)
  • она мягко институционализирует своё влияние в регионе под лозунгом «тюркского единства»,
  • активно продвигает проекты культурной дипломатии (например, совместные телеканалы, ТЮРКСОЙ, тюркские университеты),
  • выступает как посредник между тюркскими государствами и Западом,
  • продвигает идеи постоянного расширения культурно-гуманитарного сотрудничества тюрксикх государств,  
  • развивает военно-техническое сотрудничество (с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном).
  • Финансовая, инфраструктурная, институциональная поддержка Анкарой, многих региональных проектов,
  • ведущая роль Эрдогана демонстрирует мягкое, но ощутимое лидерство Турции.

 

 

4. Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается?

Да, определённая политизация присутствует, особенно в следующих аспектах:

  • Концепция «тюркского мира», поддержанная Эрдоганом, может интерпретироваться как доктрина, претендующая на геополитическое влияние в Евразии,
  • Турция использует ОТГ как инструмент «мягкой силы» и регионального баланса против России, Китая и Ирана,
  • поддержка Азербайджана в конфликте с Арменией (особенно во время и после Второй Карабахской войны) также демонстрирует политическую ориентацию организации в интересах одного из участников.
  • Как отметили аналитики Eurasiatoday.ru (июнь 2025): «Организация тюркских государств… превратилась в значимый геополитический фактор в Центральной Азии»
  • Турция активно использует мягкую силу и идеологическую платформу для укрепления своих позиций.
  • Эрдоган, с политической доктриной «эрдоганизм» (в основе — «неоосманизм» и «культ личности»), распространяет своё влияние и через ОТГ.

 

 

 

5. В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

Плюсы:

  • развитие экономических связей, альтернативных российскому, китайскому и западному влиянию,
  • культурное и гуманитарное сближение,
  • укрепление общетюркской идентичности,
  • экономические и инфраструктурные проекты (транскаспийские транспортные коридоры и др.),
  • очень активные проекты в туризме,
  • дипломатическая платформа для согласования интересов без давления внешних акторов.
  • укрепление культурных связей (успехи Узбекистана: Коканд – туристическая столица тюркского мира, премия Навои),
  • совместные усилия по безопасности и борьбе с экстремизмом.

 

 

Минусы:

  • риск геополитической инструментализации со стороны Турции,
  • геополитический перекос в пользу Турции,
  • идеологические претензии,
  • конфликты с соседями,
  • возможное ухудшение отношений с другими странами, особенно с Россией, Ираном, Китаем,
  • опасность превращения ОТГ в идеологическую платформу, что может противоречить прагматичным интересам ЦА.
  • тревога стран региона о возможном ограничении суверенитета.

 

 

Что нужно странам ЦА:

  • экономические выгоды и новые рынки,
  • инфраструктурная интеграция (транспорт, энергетика),
  • нейтральность и баланс, без навязывания идеологических конструкций (доктрин),
  • прозрачность и уважение к внутреннему суверенитету и национальным особенностям всех участников,  
  • укрепление политической стабильности и безопасности (борьба с терроризмом, обмен практиками),
  • баланс практических интересов и культурных ценностей,
  • диалог со всеми соседями (прежде всего - Россия, Китай, Иран, Таджикистан) для устойчивой региональной архитектуры.  

 

 

В целом, можно сделать следующие выводы:

  1. 1.ОТГ уже сегодня выступает как  эффективная платформа для экономической интеграции, культурного обмена, политического диалога.
  2. 2.Узбекистан активно использует её, предлагая Договор о стратегическом партнерстве.
  3. 3.Однако сохраняется сильно выраженная роль Турции, как инициатора и лидера, что делает вызывающим вопрос идеологического контроля.
  4. 4.Странам Центральной Азии важно сбалансировать преимущества организации с осторожностью к её политическому наполнению.
  5. 5.ОТГ должна служил не чьим-то частным амбициям, а национальным интересам всех участников.

Алишер Нугуспанов (Казахстан):

1. Оценка работы ОТГ, выгоды для Казахстана и существующие вызовы:
Организация тюркских государств демонстрирует позитивную динамику развития, укрепляя многосторонний диалог и практическое сотрудничество между братскими народами. Казахстан рассматривает ОТГ как важный инструмент регионального взаимодействия на основе общности языка, истории и культуры.  
Выгоды для Казахстана:  
    * Укрепление торгово-экономических связей и транспортно-логистической кооперации (проекты вроде "Среднего коридора").  
    * Развитие культурно-гуманитарного обмена (образование, наука, туризм, поддержка исторического наследия).  
    * Расширение международной площадки для продвижения мирных инициатив и позиции Казахстана.  
    * Создание дополнительных возможностей для бизнеса и инвестиций в рамках тюркского пространства.  
Вызовы: Как и любая развивающаяся организация, ОТГ сталкивается с объективными задачами по углублению интеграции, повышению эффективности реализуемых проектов и гармонизации подходов стран-участниц, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития. Приоритетом остается наращивание конкретного, ощутимого для граждан экономического сотрудничества.
 
2. Равноправие и вопрос доминирования:
ОТГ основана на принципах суверенного равенства всех государств-членов, взаимного уважения и консенсуса при принятии решений. Устав организации и ее практическая деятельность подтверждают приверженность этим базовым нормам. Каждая страна вносит свой вклад в общее дело посредством таких самостоятельных многосторонних площадок как Парламентская ассамблея TURKPA, исходя из своих возможностей и национальных интересов. Казахстан уверен, что дух равноправного партнерства является фундаментом и залогом устойчивости Организации. Подтверждением данного тезиса является пример с подписанием главами четырех стран-участниц объединения (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан) в апреле 2025 года декларации с непризнанием Северного Кипра, что было принято с достоинством Турцией несмотря на прямое противоречие этого факта ее национальным интересам.
 
3. Роль Турции в ОТГ:
Турция, как одна из крупнейших экономик региона и инициатор процессов тюркской интеграции, играет значимую и активную роль в работе ОТГ. Ее опыт, ресурсы и дипломатический потенциал вносят существенный вклад в развитие Организации и реализацию ее целей. Казахстан ценит вклад Турции и рассматривает ее как важного и равноправного стратегического партнера в рамках ОТГ.
 
4. Политизация ОТГ:
ОТГ позиционирует себя как структура, ориентированная на практическое сотрудничество в экономической, культурной и гуманитарной сферах. Ее деятельность официально направлена на сближение народов и повышение благосостояния граждан стран-участниц. Казахстан выступает за то, чтобы Организация сохраняла свой внеблоковый характер и не становилась инструментом решения узкополитических задач какой-либо одной страны. Приоритетом остается взаимовыгодное сотрудничество.
 
5. Плюсы, минусы ОТГ и ожидания стран Центральной Азии (ЦА):
* Плюсы для стран ЦА:  
    * Дополнительная платформа для экономической диверсификации и доступа к новым рынкам.  
    * Развитие транспортных коридоров (ключевое значение для не имеющих выхода к морю стран).  
    * Укрепление культурно-цивилизационных связей, поддержка образования и науки.  
    * Повышение международного веса региона через коллективное взаимодействие.  
* Вызовы/Минусы (объективные трудности):  
    * Необходимость согласования интересов стран с разной экономической структурой и уровнем развития.  
    * Потенциал конкуренции проектов ОТГ с иными интеграционными объединениями в регионе (ЕАЭС, ШОС).  
    * Важность фокуса на конкретных экономических результатах для населения.  
 
Ожидания стран ЦА от ОТГ: Государства Центральной Азии ожидают от Организации, прежде всего, прагматичных результатов: содействия привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры (особенно транспортной и энергетической), упрощению торговли, реализации совместных проектов в АПК, "зеленой" энергетике, цифровизации, а также укреплению культурных и людских связей. Ключевой запрос – ощутимый вклад в устойчивое экономическое развитие и процветание региона.
 
Казахстан остается приверженным дальнейшему укреплению ОТГ как важного фактора стабильности, сотрудничества и взаимного процветания на пространстве общей истории и культуры. Руководство Казахстана уверено в потенциале Организации и намерено активно работать с партнерами над его реализацией на благо развития экономической безопасности всех народов евразийского пространства.

 

 

Асель Нурдинова (ДА МИД КР):

Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Кыргызстан? Какие недостатки есть в работе организации? 

1. Перспективно амбициозно оцениваю. Не беря во внимание обычных красиво расписанных выгод как культурная либо образовательная интеграция, как таковых больших выгод не виднеется. С натяжкой возможно выделить политическую поддержку от других тюркоязычных союзников ОТГ на международных площадках. Возможно также членство Кыргызстана в ОТГ создает альтернативу другим международным союзам. Но как таковой экономической либо военной, либо инвестиционной выгод не вижу. Мое сугубо личное мнение. Из недостатков возможно недостаточное твердое устоявшееся понятие как союз, то есть члены ОТГ не слишком активно применяют все подписанные документы на практике, мало вовлеченности у стран в организацию, размытые цели у организации, невлиятельность и мало узнаваемость на международных площадках.  

2) Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется? 

Однозначно проект не является равноправным, невооруженным глазом можно отметить доминирование Турции в ОТГ. Во-первых, инициатором и чьей идеей о создании принадлежит Турции, которая как я знаю лелеяла эту идею еще с 90-х годов. Турция использует данную площадку как продвижение своей мягкой силы в Центральной Азии. С экономической точки зрения, Турция обладает крупнейшей экономикой в данной организации и часто выступает донором и инвестором в различные проекты в странах ОТГ (строительство, туризм, торговля, образование). Тут можно обратить внимание на весьма интересный «образовательный» инструмент Турции TIKA. Более того, для Турции данный союз является ничем более как частью концепции Великого Турана. В последнее время, а возможно и в будущем довольно активно будет наращиваться попытка сотрудничества в военной области. Здесь отмечу, я ранее работала в военно-техническом департаменте Минобороны, и сотрудничество в военной области между двумя странами одно из динамично-активных, при этом турецкая сторона не только в лице государственных органов, но в представительстве частных военно-промышленных корпораций (Аселсан к примеру) имеют энергичное взаимодействие с военной структурой Кыргызстана.  

 

3) Какова роль Турции в этой организации? 4) Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается? 5) В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

Турция играет если не основополагающую роль, то весьма значительную роль в ОТГ. Из минусов можно предположить, что Турция пользуясь основной ролью может использовать ОТГ как инструмент политического идеологического влияния (если проштудировать СМИ, то ярко в глаза бросается возвышение ОТГ и как Турция ведет «по правильному» пути Ислама другие страны ЦА), что непосредственно влияет на суверенитет стран-членов.

Если честно говоря не совсем вижу четкую цель создания ОТГ его относят больше к экономическому, либо к геополитическому проекту, либо же это идеологический проект Турции

Дюшенбиев Саламат Усупович (Национальная академия наук Кыргызской Республики).

Организация тюркских государств (ОТГ), ранее известная как Совет сотрудничества тюркоязычных государств, является важной региональной интеграционной структурой, которая в последние годы набирает все больший вес. Её деятельность можно оценить по нескольким направлениям. 

Цели и направления деятельности: 

Основными целями ОТГ являются: 

 * Укрепление мира и стабильности. 

 * Расширение сотрудничества и взаимоотношений между государствами-членами. 

 * Развитие потенциала государств-членов. 

 * Углубление международного сотрудничества в регионе. 

Сотрудничество осуществляется по следующим приоритетным направлениям, обозначенным в "Видении 2040": 

 * Политическое и в области безопасности: координация действий в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и транснациональной преступностью. 

 * Экономическое и отраслевое: развитие торговли, транспортно-логистического комплекса (например, проект "Среднего коридора" / "Транскаспийского маршрута"), создание Тюркского инвестиционного фонда с уставным капиталом в $1 млрд. 

 * Сотрудничество между людьми: расширение взаимодействия в области науки, техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. 

 * Взаимоотношения с международными организациями. 

Достижения: 

 * Институционализация: ОТГ добилась значительных успехов в институционализации, создав такие структуры, как Механизм гражданской защиты ОТГ, Тюркская сеть подготовки судебных кадров, Союз нотариусов тюркского мира, Организация профсоюзов тюркских государств. 

 * Экономическое сотрудничество: Запуск Тюркского инвестиционного фонда, работа над упрощением таможенных процедур и развитием Транскаспийского международного транспортного маршрута свидетельствуют о серьезных экономических амбициях. 

 * Культурное и гуманитарное взаимодействие: Активно действует Международная тюркская академия, Союз академий наук тюркского мира. Туркестан был объявлен "Духовной столицей" тюркского мира. 

 * Политический диалог: Регулярно проводятся саммиты глав государств, где обсуждаются актуальные вопросы региональной и международной повестки. 

 * Развитие связей: Создан Союз ассоциаций международных автоперевозчиков тюркских стран, проведен Первый Конгресс онкологов стран-членов ОТГ. 

Критика и вызовы: 

 * "Пантюркизм" и влияние Турции: Деятельность ОТГ иногда рассматривается как инструмент Турции для усиления своего влияния в Центральной Азии, что вызывает опасения у некоторых региональных и внерегиональных игроков. 

 * Отношения с другими интеграционными объединениями: Вопрос о том, насколько ОТГ может стать противовесом влиянию России в Центральной Азии (в рамках ЕАЭС) и Китая (в рамках проекта "Один пояс, один путь"), остается открытым. ОТГ стремится дополнять, а не конкурировать с другими региональными объединениями. 

 * Нехватка сильной руководящей силы: Некоторые эксперты указывают на отсутствие единого сильного лидера, способного обеспечить более глубокую интеграцию. 

 * Экономический потенциал: Несмотря на рост ВВП стран ОТГ до более чем $1,2 трлн, общий объем торговли внутри организации все еще остается сравнительно скромным. 

 * Финансирование и реализация проектов: Переход на латиницу в Казахстане, например, оценивается в значительную сумму, что подчеркивает финансовые вызовы при реализации крупных проектов. 

Перспективы: 

Организация тюркских государств обладает значительным потенциалом. Её перспективы связаны с дальнейшим углублением сотрудничества в следующих областях: 

 * Экономика: Увеличение товарооборота, развитие Транскаспийского маршрута, привлечение инвестиций через Тюркский инвестиционный фонд. 

 * Транспорт и логистика: "Средний коридор" является ключевым проектом, который может значительно повысить геоэкономическое значение стран-участниц. 

 * Культура и образование: Укрепление общих культурных связей и развитие образовательных программ. 

 * Безопасность: Хотя военное сотрудничество в основном двустороннее, есть призывы к более тесному взаимодействию в оборонной промышленности и военной сфере. 

 * Цифровизация: Бишкек объявлен цифровой столицей ОТГ в 2025 году, что говорит о планах по развитию цифровой экономики. 

В целом, Организация тюркских государств является динамично развивающимся региональным объединением, которое стремится укрепить связи между тюркоязычными странами в различных сферах. Несмотря на определенные вызовы и критику, её роль в региональной геополитике и экономике, вероятно, будет продолжать расти. 

 

Саламат Касымбекович Малабаев (Кыргызский государственный технический университет):

ОТГ - это неравноправный проект. В турецких головах засела идея Большого Турана. Так что доминирование Турции здесь неоспоримо. Турция здесь играет большую роль.

ОТГ преследует одну из целей – отделить или отдалить Кыргызстан и страны Центральной Азии от другого геополитического оппонента, от России. Единое тюркское пространство, это, конечно, хорошо в плане сотрудничества во многих аспектах, скажем, в том же научно-культурном, техническом. Это, конечно, для Кыргызстана плюс, как и для других стран Центральной Азии.

 

Эдиль Канатбекович Канатбеков (к.и.н., Бишкекский государственный университет):

1. Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств (ОТГ)? Укажите, какие выгоды от этого получает Кыргызстан? Какие недостатки есть в работе организации?

Организация тюркских государств — это важная региональная платформа, объединяющая тюркоязычные народы на основе культурного, исторического и языкового родства. Работа ОТГ способствует укреплению политических и экономических связей, культурному обмену и формированию общего тюркского пространства.

Для Кыргызстана это означает:

  • укрепление политического диалога с Турцией, Казахстаном, Азербайджаном и Узбекистаном;
  • участие в трансрегиональных проектах (например, транспортные коридоры, цифровизация, образование);
  • доступ к образовательным программам, грантам и культурным инициативам.

Недостатки:

  • слабая институционализация: часто решения остаются на уровне деклараций;
  • неравномерное участие стран-членов — одни более активны, другие менее вовлечены;
  • дефицит финансирования и проектного менеджмента в ряде инициатив.

 

2. Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется?

Формально ОТГ строится на принципах равноправия и консенсуса. Однако на практике наблюдается доминирующее влияние Турции.
Это проявляется в:

  • инициировании большинства повесток и проектов;
  • предоставлении финансовой и технической поддержки программ;
  • использовании ОТГ как элемента турецкой «мягкой силы»;
  • активной дипломатии Анкары в продвижении своих приоритетов.

3. Какова роль Турции в этой организации?

Турция — главный инициатор создания ОТГ и её идейный вдохновитель. Она предоставляет материальные ресурсы, инфраструктуру (например, Турецкий совет, фонд Тюрксой, Тюркская академия), формирует повестку и продвигает интеграционные инициативы. Также Турция активно предлагает стипендии, образовательные программы, культурные проекты и ведёт гуманитарную дипломатию в регионе.

 

4. Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается?

Определённая политизация присутствует. Турция использует ОТГ для укрепления своего влияния в Центральной Азии:

  • продвигаются идеи культурного сближения, основанные на пан-тюркистской идеологии;
  • образовательные и культурные проекты поддерживают формирование лояльной аудитории;
  • через гуманитарную дипломатию Турция усиливает свой авторитет в регионе.

Эти процессы не носят жёсткий характер, но усиливают зависимость других стран от турецких инициатив.

 

5. В чем плюсы и минусы ОТГ для стран Центральной Азии? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

Плюсы: расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; доступ к культурным и образовательным проектам; укрепление политических и исторических связей между странами; рост международного авторитета региона.

Минусы: возможное политическое влияние одной страны; риски идеологизации повестки; ограниченный бюджет и слабая институционализация; риск дублирования с другими региональными организациями.

Что нужно государствам Центральной Азии: больше равноправия в принятии решений; реализация конкретных экономических и инфраструктурных проектов; защита суверенитета и национальных интересов в рамках сотрудничества; баланс между культурным сближением и политической самостоятельностью.

 

Чымбаев Кубанычбек Абдыбекович – международный эксперт по оценке качества образования INQAAHE

1. Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Кыргызстан? Какие недостатки есть в работе организации?

Организация тюркских государств (ОТГ) эволюционировала из культурно-языкового проекта в многопрофильную платформу для сотрудничества. Ее деятельность оценивается как умеренно успешная, с заметным ростом политического взаимодействия и экономической интеграции. Запущены такие важные инициативы, как Тюркский инвестиционный фонд и упрощение таможенных коридоров, что способствует увеличению товарооборота между странами-участницами.

Для Кыргызстана членство в ОТГ предоставляет дополнительные рычаги для продвижения своих экономических и политических интересов, диверсификации внешних связей и укрепления региональной безопасности. Республика активно участвует в проектах по цифровизации и развитию «зеленой» экономики, получая доступ к инвестициям и новым рынкам сбыта.

К недостаткам организации можно отнести преобладание декларативных заявлений над реальными проектами и определенную зависимость от геополитических амбиций Турции. Также наблюдается недостаточная глубина экономической интеграции по сравнению с другими объединениями, как ЕАЭС, а в сфере безопасности сохраняется сильная зависимость от внешних акторов.

2) Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование?

С позиции Кыргызстана, формально проект является союзом равноправных партнеров, где решения принимаются консенсусом. Однако де-факто ощущается значительное экономическое и политическое влияние Турции. Анкара выступает инициатором многих интеграционных процессов, что порождает в экспертных кругах дискуссии о ее стремлении к доминированию, а не к паритетному партнерству.

3) Какова роль Турции в этой организации?

Роль Турции в ОТГ является основополагающей и лидирующей. Анкара выступает не только как «старший брат», но и как главный идеологический и экономический двигатель организации. Она активно продвигает свои военно-промышленные комплексы (ВПК), образовательные стандарты и транспортные проекты, стремясь укрепить свое влияние в Центральной Азии.

4) Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается?

Да, политизация со стороны Турции очевидна. Это выражается в попытках трансформации ОТГ из культурно-экономической платформы в геополитический блок, способный составить конкуренцию другим союзам. Примером служит продвижение военно-технического сотрудничества и стремление к координации внешнеполитических позиций, что особенно проявилось после успешного для альянса с Азербайджаном конфликта в Карабахе.

5) В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

 

Для стран Центральной Азии (ЦА) плюсы ОТГ заключаются в диверсификации внешней политики, создании альтернативных транспортных коридоров в обход России (Средний коридор) и привлечении инвестиций через Тюркский инвестфонд. Это площадка для балансировки влияния Москвы и Пекина. Минусы — риск оказаться в сфере доминирования Анкары и втягивания в ее геополитические конфликты, а также угроза идеологического давления, идущего вразрез с национальными интересами.

От ОТГ странам ЦА нужны прежде всего прагматичные экономические выгоды: беспрепятственная торговля, инвестиции в инфраструктуру и цифровизацию, а не пантюркистские геополитические проекты.

 

Турсунова Ранохон Юсубжановна – доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» Университета мировой экономики и дипломатии; профессор кафедры ОГиСЭД филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ташкенте

(г. Ташкент, Узбекистан)

 

1. Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Кыргызстан? Какие недостатки есть в работе организации?

Организация тюркских государств (ОТГ), представляет собой международную структуру, целью которой является углубление сотрудничества между тюркоязычными странами (Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией и Узбекистаном). Статус наблюдателей имеют - Венгрия, Туркменистан и Северный Кипр.

Если оценивать работу ОТГ, то важно указать ее положительные стороны, среди которых продвижение идеи создания общего экономического пространства. От реализации данной идеи Кыргызстан получит доступ к новым рынкам сбыта и инвесторам из стран-участниц ОТГ, особенно выделив Турцию и Казахстана. На международное площадке ОТГ активно продвигается реализация транспортно-логистического коридора "Среднего коридора" (трансконтинентального транспортного маршрута).

Кроме того, ведется активная работа по продвижению общей тюркской идентичности и культурного наследия. В свою очередь Кыргызстан активно участвует в проектах по сохранению и развитию тюркского языка, образования, науки, искусства и туризма.

ОТГ также можно назвать платформой для координации позиций по международным вопросам и вопросам, связанным с безопасностью и современными вызовами (кибербезопасность, трансграничная преступность, экстремизм и терроризм).

Среди преимуществ конкретно для Кыргызстана необходимо выделить: международное позиционирование страны через ОТГ в рамках тюркского мира; экономические возможности для торговли, инвестиций, туризма, развития инфраструктуры; через продвигаемые образовательные и культурные программы, кыргызские студенты получили возможность обучаться за рубежом и прежде всего в турецких вузах; страна получила миграционную поддержку, в плане улучшения условий труда для кыргызских мигрантов в тюркских странах (особенно в Турции и Казахстане).

Среди недостатков в работе ОТГ необходимо указать на неравенство участников в экономическом плане. Многие члены ОТГ имеют экономическую зависимость от более сильных стран-участников, и прежде всего Турции. А параллельное членство в ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и ОТГ, порой вызывает сложности в согласовании внешней политики. Именно разногласия

среди стран-членов ОТГ, по вопросам внешней политики, могут тормозить развитие интеграции.

Таким образом, ОТГ для стран-членов организации является стратегической площадкой, предоставляющая геополитические, экономические и культурные выгоды. Однако ее эффективность ограничена отсутствием четких механизмов реализации решений и асимметричностью в возможностях государств-участников.

 

2) Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется?

Не могу взять на себя ответственность назвать ОТГ полностью равноправным проектом, хотя в ее правовом поле изначально заявлена   —солидарность и братство тюркоязычных народов. Необходимо признать, что ведущее место в ОТГ принадлежит Турции. Это можно объяснить объективными факторами: политическим весом, экономической мощью, культурным влиянием и стратегическими амбициями Анкары.

Справочно:

Турция, на сегодняшний день, обладает наиболее развитой экономикой среди членов ОТГ, с ВВП более $1 трлн. Многие страны-члены ОТГ, зависят от турецких инвестиций, торговли и технической помощи. Турецкие компании активно работают в строительстве, энергетике, образовании и здравоохранении в странах ОТГ.

Кроме того, не будем забывать, что Турция — член НАТО и важный геополитический игрок на Ближнем Востоке и в Евразии, что дает ей вес в международных отношениях. Продвигая идею «тюркского мира», можно предположить, что Анкара стремится стать его историческим центром.

С целью осуществления поставленных целей, Турция активно продвигает турецкий язык, образование, религиозные связи, через предоставление стипендий зарубежным студентам, из стран ОТГ, строительство социальных объектов и т.д.

Продвигая свои инициативы в рамках ОТГ, Турция способна обеспечить их как финансово, так и организационно. От позиции Турции фактически зависит как продвижение транспортных коридоров, так и цифровое взаимодействие.

Приведенные выше факторы свидетельствуют о том, что ОТГ не является полностью равноправной организацией — в ней существует фактическое доминирование Турции. Однако, тем не менее, членство в ОТГ все же дает ее участникам определенные выгоды, особенно в гуманитарной и экономической сферах.

 

3) Какова роль Турции в этой организации?

Роль Турции в ОТГ является ключевой и ведущей. Турцию можно назвать как главным инициатором и двигателем интеграционных процессов в рамках организации. Ее цели выходят далеко за рамки культурного сотрудничества — Турция стремится сформировать центр тюркского мира с собой, в качестве лидера.

Во-первых, Турция стояла у истоков идеи объединения тюркоязычных государств. Еще в 2009 году в Нахичевани (Азербайджан) именно при поддержке Турции был подписан договор о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств, позже переименованная в ОТГ.

Во-вторых, Анкара уже активно продвигает идею "тюркского единства" как часть своей внешнеполитической стратегии. А ОТГ как раз и может стать инструментом влияния не только в Центральной Азии, и Южном Кавказе, но и на тюркское население в других регионах. Кроме того, именно Турция предлагает повестку, созывает саммиты, формулирует цели организации.

В-третьих, турецкий бизнес играет важную роль в странах-членах ОТГ, прежде всего в строительстве, легкой промышленности, налаживания логистических коридоров. На сегодняшний день, Турция лоббирует идею общего транспортного коридора Восток–Запад («Средний коридор»), где страна — конечный западный узел.

В-четвертых, Турция становится культурным хабом, которое выражается в продвижении турецкого языка, реализацию культурных, образовательных, социальных проектов по всей Центральной Азии, а турецкие сериалы и эстрада, необходимо признать, весьма популярны в странах ОТГ.

Таким образом, Турция в ОТГ все более претендует на роль «локомотива» организации, ее можно сравнить с ролью Германии в ЕС или США в НАТО: формально равноправие, но в реальности — лидер с преобладающим влиянием.

 

4) Имеется ли политизация Турцией этой организации? Если да, то в чем это выражается?

Необходимо признать, что имеет место быть политизации Организации тюркских государств (ОТГ) со стороны Турции. И хотя ОТГ изначально создавалась как структура для культурного, экономического и гуманитарного сотрудничества тюркоязычных стран, Турция все активнее использует ее как инструмент своей внешней политики, продвигая собственные интересы под флагом «тюркского единства».

Справочно:

В геополитическом плане, Турция может использовать ОТГ как инструмент влияния в Центральной Азии, Южном Кавказе и на постсоветском пространстве в целом. В условиях мировой турбулентности и конкуренции с Россией, Китаем и Западом, Турция способна сама выстроить собственный региональный блок, основанный на этнокультурной близости. Важно отметить, что Турция поднимает в рамках ОТГ вопросы, не всегда отражающие интересы всех участников. Например, страна инициирует резолюции и заявления от имени ОТГ, отражающие ее политическую позицию, что может не совпадать с нейтральной или сбалансированной позицией других стран, например, Кыргызстана или Казахстана. Не остается незамеченной активность Турции по продвижению идеологии «тюркского мира», где она — культурный и политический центр. Такие инициативы, с одной стороны, способствуют интеграции, но с другой — могут подрывать культурный суверенитет стран-участниц.

В этой связи, можно резюмировать, что политизация Турцией ОТГ существует и становится все более заметной. Она выражается в использовании организации для продвижения турецкой внешнеполитической повестки, усиления её регионального лидерства и построения альтернативного центра силы. Все это может создать как новые возможности, так и вызовы для других стран-участниц, особенно если они стремятся к политическому нейтралитету или многостороннему балансу во внешней политике.

 

 

5) В чем плюсы и минусы ОТГ для стран ЦА? Что нужно государствам ЦА от ОТГ?

Организация тюркских государств (ОТГ) для стран Центральной Азии (ЦА) — Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а потенциально и Туркменистана — представляет собой важную платформу для регионального сотрудничества. Однако, как и любой международный формат, ОТГ приносит как преимущества, так и потенциальные риски.

В первую очередь, отметим плюсы ОТГ для стран Центральной Азии, которые выражаются в следующем:

- новые рынки и расширение торговли между тюркскими странами;

- развитие транспортных коридоров (например, "Средний коридор");

- турецкие инвестиции, особенно в инфраструктуру, строительство, сельское хозяйство и туризм;

- поддержка малого и среднего бизнеса, особенно в приграничных районах;

- укрепление тюркской идентичности, взаимная поддержка языков и культур;

- возможности для образования (гранты, стипендии, академический обмен с Турцией и Азербайджаном);

- совместные молодежные и научные программы, культурные форумы, фестивали;

- совместная борьба с экстремизмом, транснациональной преступностью и угрозами стабильности;

- возможность обмена информацией, технологий и координации усилий при ЧС.

Однако вместе с плюсами, имеются минусы и вызовы для стран ЦА:

- риск потери равноправия: Турция задает повестку, принимает ключевые решения, активно использует "мягкую силу";

- опасения по поводу неоосманистского или пантюркистского влияния, особенно у светских элит в Казахстане и Узбекистане;

- страны ЦА опасаются навязывания турецкой интерпретации истории, религии, культуры;

- возможность усиления религиозных движений, связанных с турецким исламом (что особенно чувствительно в Узбекистане и Казахстане);

- ОТГ пока не обладает реальными механизмами принуждения или финансирования крупных проектов.

Таким образом, страны Центральной Азии воспринимают ОТГ как полезный инструмент для региональной кооперации, но хотят видеть его прагматичным, сбалансированным и неполитизированным союзом. А для этого, необходимо будет сохранять равноправие и не допустить доминирования одной стороны; активнее использовать инициативы ОТГ для реальных проектов, особенно в логистике, образовании и бизнесе; самое главное не превращать организацию в геополитический инструмент Турции.

P.S. - ОТГ может стать ценным каналом для интеграции тюркского мира — если будет строиться на принципах уважения суверенитета, прагматизма и взаимной выгоды.

 

 

Эсен Усубалиев (Институт политических исследований при Фонде Т. Усубалиева): В настоящее время еще трудно говорить о реальных результатах работы ОТГ в тюркском мире, принимая во внимание тот факт, что определенный период времени ушел на согласование позиций стран организации по ключевым вопросам развития, говоря о экономике, культурном и образовательном сотрудничестве, проектах в области транспорта и коммуникаций, а также политического диалога и вопросов безопасности. Принимая во внимание тот факт, что Турция выступает в качестве основного "двигателя" процессов интеграции, а страны ЦА осторожно оценивают перспективы исходя из своих национальных интересов, можно говорить, что у ОТГ все идет не так гладко, как этого хотелось бы. Отсутствие финансовой базы ОТГ, даже при наличии общего инвестиционного фонда, является главной проблемой ОТГ.

Пока что выгоды для Кыргызстана связаны с реализацией внешней политики по повышению значимости страны в региональных и международных делах. Кыргызстан также как и другие государства расценивает инициативы ОТГ с точки зрения национальных интересов, а также с точки зрения стратегического партнерства с Россией и КНР. Пока что сравнение не в пользу ОТГ, принимая во внимание участие КР в ЕАЭС и проектах в рамках Пояса и пути.

Главным недостатком ОТГ является его стремление к интеграции на основе национальной, культурной и языковой близости. И не принимает в расчет Таджикистан, а также тесную взаимную связь между персидской  и тюркской культурами, и историей в регионе. В Центральной Азии это ведет к фрагментации общего пространства сотрудничества и взаимодействия, а также согласия, достигнутого в том числе и в рамках Консультативных встреч ЦА. Инициативы в области общего языка, алфавита, нового названия "Туркестан" ведут к тому же к потере идентичности народов ЦА. К примеру, славянские народы Россия, Украина, Беларусь и другие не думают же об одном языке, одном алфавите...  Инициативы ОТГ похожи на искусственные попытки формирования новой политической и культурной общности, которая, впрочем, противоречит общему культурно-историческому наследию Центральной Азии, где ключевым процессом являлась взаимодействие и взаимообогащение культур и народов, а не национальное обособление.

 

 

Таалайбек Ороскулов (новостное агентство и радио «Sputnik Кыргызстан»): Если работа ОТГ затрагивает такие сферы как культура, наука и язык, то ее можно рассматривать как довольно положительный момент для стран ЦА.

Относительно выгод, отмечу, и для Кыргызстана, и для Турции данная площадка способствует поддержанию дружеских отношений с тюркскими государствами. Однако Турция проявляет инициативу и напористость в деле продвижения своей собственной повестки. Например, она переименовала Центральную Азию в Туркестан, а сейчас настаивает на принятии единого алфавита, что не может не вызывать беспокойство.

 

 

Азиз Пиримкулов (информационное агентство «Eurasia Today»): ОТГ в последние годы очень активно продвигает свои идеи, в которых активно участвуют страны ЦА. Дальнейшая деятельность ОТГ в перспективе может придать ей субъектность в международной политике. То есть ОТГ из некоего «союза по интересам» может перерасти и довольно успешно перерастает в экономический и политический союз, а в последствии организация может обрести и военно-политический оттенок. 

Культура, язык и религия, которые нас объединяют – хорошая основа для гуманитарного сотрудничества. Поэтому в этом плане ОТГ играет важную роль не только для Кыргызстана, но и других стран-членов ОТГ. Бишкек развивает также торгово-экономическое, военно-техническое и научно-образовательное сотрудничество с Анкарой, что также позитивно сказывается на первой.

Главным в любом проекте является тот, кто больше всего в него вкладывает. Поэтому Анкара, и, в некоторой степени, Баку – являются «более равными» на фоне других членов ОТГ.

 

 

Дастан Токольдошев (Институт актуальных международных проблем ДА МИД РФ): организация в перспективе имеет достаточно неплохие шансы на реализацию поставленных перед ней целей, а также обладает потенциалом к тому, чтобы закрепиться в международной политической и экономической архитектуре в качестве жизнеспособного интеграционного объединения, однако в данный момент сама организация упирается в ситуацию нехватки более активной слаженности совместных действий со стороны участников. В этом плане такие интеграционные союзы, как ЕАЭС или ШОС, имеют значительное преимущество, в немалой степени связанное и с тем, что лидеры этих двух объединений расположены в непосредственной близости к Центральной Азии. Что же касается вопросов равноправия и доминирования - могу высказать собственное мнение, согласно которому практическую выгоду от существования ОТГ, во всяком случае в данный момент, в значительной степени приобретает скорее Турция. В этом плане весьма интересны прецеденты, когда лидер Турции Р. Эрдоган буквально призывает своих коллег как можно скорее избавиться от актуального алфавита и перейти на единую, унифицированную форму письменности, основанную на латинице, а также приглашает к участию на саммите в качестве наблюдателя Турецкую Республику Северного Кипра, несмотря на то, что ни одно государство мира, за исключением самой Турции, ее не признает. Данные действия, на мой взгляд, направлены лишь на усиление внешнеполитического вектора Турецкой Республики и обслуживают ее стратегические интересы. ОТГ, в свою очередь, выступает в данной ситуации площадкой для запуска подобных инициатив.

 

 

 

Арсен Усенов (Институт стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина):

В последние годы Турция нарастила свое влияние в регионе, чему способствовало создание ОТГ. В целом, организация выступает в качестве альтернативного формирования, объединяющего ряд стран Центральной Азии в сотрудничестве с Турцией. Ключевая фокусировка ОТГ – сотрудничество практически во всех сферах на базе общих культурных, исторических ценностей, прежде всего – пантюркизма и панисламизма. Однако, нельзя сказать, что все инициативы ОТГ успешны и реализуемы, чему препятствуют слабые экономические возможности Турции, как лидирующего государства в Организации, а в части военного сотрудничества возможности Анкары ограничены тем, что регион и так в высокой степени вовлечен в систему евразийской безопасности в рамках ОДКБ, куда входят практически все страны Центральной Азии.

 

Недостатком ОТГ является фокус на сильный популизм и, соответственно, упор на нереализуемые или трудно осуществимые идеи. Взять хотя бы идею Эрдогана о необходимости перехода странами ОТГ на единый алфавит, что не то что невозможно в среднесрочной перспективе, но и может повлечь за собой ряд негативных последствий, в случае гипотетического перехода, для стран, использующих в данное время кириллицу. Вторая нереализуемая идея – инициатива по созданию подобия военно-политического альянса, что также невозможно в связи с тем, что страны Центрально-Азиатского региона не готовы поддерживать позицию Турции во внешних военных вопросах, а тем более – воевать, чего априори требуют условия участия в военно-политических альянсах. И к тому же, как это сочетается с участием стран ЦА в ОДКБ?

 

Другая сторона вопроса в том, что союз не совсем равноправен. Отмечается явное доминирование Турции или по крайней мере попытка играть ключевую роль. К примеру, это проявилось в одностороннем принятии Анкарой Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) наблюдателем в ОТГ без согласования со странами-участниками из Центральной Азии в 2022 г.

 

 

Максат Бегалиев (Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева):

Проект ОТГ в дальнесрочной перспективе оцениваю сугубо положительно. Для Кыргызстана - это хорошая площадка для укрепления и развития разнообразных связей со странами ЦА и Турцией, и Азербайджаном. Скажем, много лет у Кыргызстана были очень слабые связи с Туркменистаном, а в некоторые периоды – с Узбекистаном. Теперь в рамках ОТГ появилась дополнительная площадка для развития двусторонних и многосторонних связей.

Недостатком ОТГ можно назвать то, что пока мало конкретных проектов, это даже видно по программе и итоговым резолюциям последнего саммита в Бишкеке. В них в основном присутствуют общие декларации о необходимости сотрудничества и т.п.

Юридически ОТГ, конечно, основан на принципах равноправия и взаимной выгоды участников. Но в любой международной организации есть неформальные лидеры. В ОТГ мы видим, что наибольшую активность проявляют Турция, Азербайджан, временами Казахстан.

Наибольшим авторитетом в ОТГ с самого начала пользовалась и пользуется Турция, которая по объективным признакам является политически, экономически, военно- и демографически самым крупным и сильным государством. Поэтому Турция обладает особым весом и влиянием в ОТГ. Это закономерно. Но, с другой стороны, Турция не может и сильно давить на других участников организации, так как участие в ОТГ сугубо добровольное, и если какая-то страна будет чувствовать ущемление своих интересов, то она потеряет интерес к участию в организации.

 

 

Эмиль Джураев (Академия ОБСЕ): Пока очень сложно оценивать работу ОТГ, так как в нынешнем виде организация еще очень молодая и только начинает становиться. Я бы сказал, для стадии запуска, организация выглядит достаточно активной, динамичной, хоть и не в высокой степени. Для Кыргызстана, участие в этой организации - возможность быть причастным к разным проектам и инициативам, которые будут ему интересны как и другим, возможность усилить и наполнить еще большим содержанием свою многовекторную внешнюю политику, а также расширить спектр сотрудничества с отдельными странами в ОТГ, важными для КР - с соседями по ЦА, с Турцией и с Азербайжаном - этой многосторонней платформой.

 

 

Недостатки в работе ОТГ -  на этой ранней стадии, естественно, что нет твердой институционализации, четких и серьезных правовых и договорных положений для всех участников, превалирует больше добровольная инициатива, нежели обязательства, которые движут странами-участницами, но это все вполне ожидаемо на ранней стадии.

 

Организация формально равноправная (как это видно символично в дизайне флага ОТГ), но практически в ней, конечно, наиболее важную роль играет Турция - самая большая и влиятельная страна из всех, страна с реальными амбициями международного геополитического игрока, и для которой данная платформа возможно наиболее интересна. Заметно, что Турция более важна чем остальные - например, в том, что одним членом ОТГ стал Северный Кипр - этого бы, наверное, все другие страны не допустили, если бы все были предельно равновесны. Но это лишь предположение - может быть, в результате переговоров и обсуждений все пришли к этому согласию (любое подобное дело - результат приведения аргументов и обоснований). 

 

Опрос проводил научный сотрудник ИНИОН РАН Каныбек Кудаяров. 

Поиск

Вход

Календарь

Сентябрь 2025
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30