6 ноября 2024 года в Бишкеке состоялась 11-я встреча глав государств Организации тюркских государств (ОТГ) на высшем уровне под председательством президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Тематика повестки была определена как «Усиление тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех», предполагающее рассмотрение вопросов укрепления тюркского мира, экономической интеграции, устойчивого развития, цифрового будущего и общей безопасности.
В связи с этим, сотрудники ЦРИ КНУ и ИНИОН РАН Кудаяров К.А. и Вилисов М.В. провели небольшой опрос среди экспертов, представляющих различные сферы деятельности, начиная c АЦ, специализирующихся на истории международных отношений и внешней политики, и заканчивая новостными агентствами, освещающими международные события.
Респондентам были заданы следующие вопросы: 1. Как Вы оцениваете работу Организации тюркских государств? Укажите, какие выгоды от этого получает Кыргызстан? Какие недостатки есть в работе организации? 2) Можно ли назвать этот проект равноправным, или в нем присутствует чье-то доминирование? Если да, то в чем оно проявляется?
Эсен Усубалиев (Институт политических исследований при Фонде Т. Усубалиева): В настоящее время еще трудно говорить о реальных результатах работы ОТГ в тюркском мире, принимая во внимание тот факт, что определенный период времени ушел на согласование позиций стран организации по ключевым вопросам развития, говоря о экономике, культурном и образовательном сотрудничестве, проектах в области транспорта и коммуникаций, а также политического диалога и вопросов безопасности. Принимая во внимание тот факт, что Турция выступает в качестве основного "двигателя" процессов интеграции, а страны ЦА осторожно оценивают перспективы исходя из своих национальных интересов, можно говорить, что у ОТГ все идет не так гладко, как этого хотелось бы. Отсутствие финансовой базы ОТГ, даже при наличии общего инвестиционного фонда, является главной проблемой ОТГ.
Пока что выгоды для Кыргызстана связаны с реализацией внешней политики по повышению значимости страны в региональных и международных делах. Кыргызстан также как и другие государства расценивает инициативы ОТГ с точки зрения национальных интересов, а также с точки зрения стратегического партнерства с Россией и КНР. Пока что сравнение не в пользу ОТГ, принимая во внимание участие КР в ЕАЭС и проектах в рамках Пояса и пути.
Главным недостатком ОТГ является его стремление к интеграции на основе национальной, культурной и языковой близости. И не принимает в расчет Таджикистан, а также тесную взаимную связь между персидской и тюркской культурами, и историей в регионе. В Центральной Азии это ведет к фрагментации общего пространства сотрудничества и взаимодействия, а также согласия, достигнутого в том числе и в рамках Консультативных встреч ЦА. Инициативы в области общего языка, алфавита, нового названия "Туркестан" ведут к тому же к потере идентичности народов ЦА. К примеру, славянские народы Россия, Украина, Беларусь и другие не думают же об одном языке, одном алфавите... Инициативы ОТГ похожи на искусственные попытки формирования новой политической и культурной общности, которая, впрочем, противоречит общему культурно-историческому наследию Центральной Азии, где ключевым процессом являлась взаимодействие и взаимообогащение культур и народов, а не национальное обособление.
Таалайбек Ороскулов (новостное агентство и радио «Sputnik Кыргызстан»): Если работа ОТГ затрагивает такие сферы как культура, наука и язык, то ее можно рассматривать как довольно положительный момент для стран ЦА.
Относительно выгод, отмечу, и для Кыргызстана, и для Турции данная площадка способствует поддержанию дружеских отношений с тюркскими государствами. Однако Турция проявляет инициативу и напористость в деле продвижения своей собственной повестки. Например, она переименовала Центральную Азию в Туркестан, а сейчас настаивает на принятии единого алфавита, что не может не вызывать беспокойство.
Азиз Пиримкулов (информационное агентство «Eurasia Today»): ОТГ в последние годы очень активно продвигает свои идеи, в которых активно участвуют страны ЦА. Дальнейшая деятельность ОТГ в перспективе может придать ей субъектность в международной политике. То есть ОТГ из некоего «союза по интересам» может перерасти и довольно успешно перерастает в экономический и политический союз, а в последствии организация может обрести и военно-политический оттенок.
Культура, язык и религия, которые нас объединяют – хорошая основа для гуманитарного сотрудничества. Поэтому в этом плане ОТГ играет важную роль не только для Кыргызстана, но и других стран-членов ОТГ. Бишкек развивает также торгово-экономическое, военно-техническое и научно-образовательное сотрудничество с Анкарой, что также позитивно сказывается на первой.
Главным в любом проекте является тот, кто больше всего в него вкладывает. Поэтому Анкара, и, в некоторой степени, Баку – являются «более равными» на фоне других членов ОТГ.
Дастан Токольдошев (Институт актуальных международных проблем ДА МИД РФ): организация в перспективе имеет достаточно неплохие шансы на реализацию поставленных перед ней целей, а также обладает потенциалом к тому, чтобы закрепиться в международной политической и экономической архитектуре в качестве жизнеспособного интеграционного объединения, однако в данный момент сама организация упирается в ситуацию нехватки более активной слаженности совместных действий со стороны участников. В этом плане такие интеграционные союзы, как ЕАЭС или ШОС, имеют значительное преимущество, в немалой степени связанное и с тем, что лидеры этих двух объединений расположены в непосредственной близости к Центральной Азии. Что же касается вопросов равноправия и доминирования - могу высказать собственное мнение, согласно которому практическую выгоду от существования ОТГ, во всяком случае в данный момент, в значительной степени приобретает скорее Турция. В этом плане весьма интересны прецеденты, когда лидер Турции Р. Эрдоган буквально призывает своих коллег как можно скорее избавиться от актуального алфавита и перейти на единую, унифицированную форму письменности, основанную на латинице, а также приглашает к участию на саммите в качестве наблюдателя Турецкую Республику Северного Кипра, несмотря на то, что ни одно государство мира, за исключением самой Турции, ее не признает. Данные действия, на мой взгляд, направлены лишь на усиление внешнеполитического вектора Турецкой Республики и обслуживают ее стратегические интересы. ОТГ, в свою очередь, выступает в данной ситуации площадкой для запуска подобных инициатив.
Арсен Усенов (Институт стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина):
В последние годы Турция нарастила свое влияние в регионе, чему способствовало создание ОТГ. В целом, организация выступает в качестве альтернативного формирования, объединяющего ряд стран Центральной Азии в сотрудничестве с Турцией. Ключевая фокусировка ОТГ – сотрудничество практически во всех сферах на базе общих культурных, исторических ценностей, прежде всего – пантюркизма и панисламизма. Однако, нельзя сказать, что все инициативы ОТГ успешны и реализуемы, чему препятствуют слабые экономические возможности Турции, как лидирующего государства в Организации, а в части военного сотрудничества возможности Анкары ограничены тем, что регион и так в высокой степени вовлечен в систему евразийской безопасности в рамках ОДКБ, куда входят практически все страны Центральной Азии.
Недостатком ОТГ является фокус на сильный популизм и, соответственно, упор на нереализуемые или трудно осуществимые идеи. Взять хотя бы идею Эрдогана о необходимости перехода странами ОТГ на единый алфавит, что не то что невозможно в среднесрочной перспективе, но и может повлечь за собой ряд негативных последствий, в случае гипотетического перехода, для стран, использующих в данное время кириллицу. Вторая нереализуемая идея – инициатива по созданию подобия военно-политического альянса, что также невозможно в связи с тем, что страны Центрально-Азиатского региона не готовы поддерживать позицию Турции во внешних военных вопросах, а тем более – воевать, чего априори требуют условия участия в военно-политических альянсах. И к тому же, как это сочетается с участием стран ЦА в ОДКБ?
Другая сторона вопроса в том, что союз не совсем равноправен. Отмечается явное доминирование Турции или по крайней мере попытка играть ключевую роль. К примеру, это проявилось в одностороннем принятии Анкарой Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) наблюдателем в ОТГ без согласования со странами-участниками из Центральной Азии в 2022 г.
Максат Бегалиев (Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева):
Проект ОТГ в дальнесрочной перспективе оцениваю сугубо положительно. Для Кыргызстана - это хорошая площадка для укрепления и развития разнообразных связей со странами ЦА и Турцией, и Азербайджаном. Скажем, много лет у Кыргызстана были очень слабые связи с Туркменистаном, а в некоторые периоды – с Узбекистаном. Теперь в рамках ОТГ появилась дополнительная площадка для развития двусторонних и многосторонних связей.
Недостатком ОТГ можно назвать то, что пока мало конкретных проектов, это даже видно по программе и итоговым резолюциям последнего саммита в Бишкеке. В них в основном присутствуют общие декларации о необходимости сотрудничества и т.п.
Юридически ОТГ, конечно, основан на принципах равноправия и взаимной выгоды участников. Но в любой международной организации есть неформальные лидеры. В ОТГ мы видим, что наибольшую активность проявляют Турция, Азербайджан, временами Казахстан.
Наибольшим авторитетом в ОТГ с самого начала пользовалась и пользуется Турция, которая по объективным признакам является политически, экономически, военно- и демографически самым крупным и сильным государством. Поэтому Турция обладает особым весом и влиянием в ОТГ. Это закономерно. Но, с другой стороны, Турция не может и сильно давить на других участников организации, так как участие в ОТГ сугубо добровольное, и если какая-то страна будет чувствовать ущемление своих интересов, то она потеряет интерес к участию в организации.
Центр российских исследований выражает благодарность экспертам за высказанные мнения.